Учитель- логопед советует
Как подготовить ребёнка к школе
Ребенок – не копилка, не стоит перегружать его знаниями. Необходимо подготовить его к школе в эмоциональном и социальном плане:
• сформировать уверенность в своих силах, желание идти в школу, чтобы обрести новых друзей, узнавать много нового
• донести до ребенка: не стоит беспокоиться о том, что его не заберут после школы, и всегда приходить за ним вовремя
• развивать навыки самообслуживания, умение быстро раздеваться и одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, пользоваться туалетом, аккуратно есть, доставать из рюкзака и убирать в рюкзак все необходимые вещи, бережно относиться к книгам
• до поступления в школу воспитывать уважение к учителю, его авторитету, понимание того, что учитель всегда готов прийти на помощь
• воспитать умение вести себя на уроке, не кричать, а поднимать руку, не вставать и не ходить по классу, не разговаривать с соседом, слушать учителя и выполнять все его инструкции.
- Следует развивать такие психические функции, как слуховое и зрительной восприятия и внимание, мышление, память.
Полезные игры: «Что звучит?», «Где лает щенок?» «Найди отличия на картинках» «Найди ошибки художника», «Найди на картинке все буквы (цифры)», «Какие буквы перепутались?» и т.п. Учите ребенка решать кроссворды и разгадывать ребусы.
Продолжайте каждый день читать ребенку. Помните, что для его развития обязательно нужны русские народные сказки, накопившие в себе народную мудрость.
Знаком ли Ваш ребенок с такими сказками, как «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Двое из ларца», «Василиса Прекрасная», «Иванушка-дурачок», «Золотой конь», «Финист-Ясный сокол»?
Обязательно обсуждайте прочитанное, спрашивайте, кто из героев сказки понравился сыну или дочери, почему, что ему особенно понравилось в этой сказке.
- Познакомьте ребенка со сказками А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Это классика, на которой должны расти наши дети. Чтение таких сказок развивает у ребенка чувство языка, показывает красоту русского языка, учит говорить правильно и красиво.
- Формируйте у ребенка желание читать самостоятельно. А для этого воспитывайте культуру семейного чтения: читайте сами, чтобы ребенок видел это, читайте ребенку, учите бережно относиться к книгам.
Если ваш ребенок еще не знаком со всеми буквами русского алфавита, пусть читает букварь, который у вас есть.
- Продолжайте развивать мелкую моторику ребенка. Это важно для формирования графо-моторных навыков и красивого почерка. Для этого вам пригодятся мозаика, разрезные картинки, конструкторы с мелкими деталями, прописи для дошкольников, книжки-раскраски.
- Развивайте общую моторику ребенка:
• учите его правильно прыгать на двух ногах, приземляясь на носочки
• формируйте умение прыгать на одной ноге
• учите прыгать через скакалку
• показывайте, как правильно бросать мяч среднего размера от груди и из-за головы
• упражняйте в попадании маленьким мячиком в цель, расположенную на расстоянии полтора метра и на уровне глаз (бросать мячик нужно из-за головы, с разворота)
• научите ребенка кататься на двухколесном велосипеде.
- На прогулке играйте с ребенком в подвижные игры, привлекая к играм его друзей. Это могут быть такие игр, как «Классики», «Выбивалы», «Колечко».
- Тренируйте навыки счета у ребенка. Учите называть соседние числа, увеличивать и уменьшать любое число на один, сравнивая числа, пользоваться знаками «больше» и «меньше», упражняйте в решении и составлении задач.
- Упражняйте ребенка в составлении предложений по картинке, в определении количества слов в предложении.
Учите делить слова на слоги, опираясь на правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
Закрепите представления о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, ударных и безударных гласных. Ребенок седьмого года жизни должен уметь выполнять звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков.
- Уделяйте особое внимание развитию связной речи ребенка; учите его составлять рассказ по серии картинке и по картинке, формируйте навык пересказа хорошо знакомой сказки или только что прочитанного рассказа.
- Выучите с ребенком несколько небольших стихотворений русских классиков. Например, вступление к поэме А. С. Пушина «Руслан и Людмила», отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень», стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…», стихотворение С. Есенина «Белая береза». Это поможет педагогам оценить уровень общего и речевого развития вашего ребенка.
- Ребенок седьмого года жизни должен знать: ФИО родителей, уметь рассказать, где они работают, в чем заключается их работа. Как называется страна, в которой он живет, свой населенный пункт и свой адрес.
- В игре с мячом проверьте, сможет ли ребенок быстро и четко перечислить по несколько называний транспорта, диких и домашних животных, перелетных птиц, овощей, ягод, фруктов, школьных принадлежностей и т.п.
Учите ребенка отгадывать и толковать загадки, то есть объяснять, как он отгадал каждую загадку.
Формируйте у ребенка умение толковать пословицы и поговорки.
Каждый день беседуйте с ребенком о том, как прошел его день, чем он занимался, чем ему понравился этот день.
Рассказывайте, как прошел ваш день, что в нем интересного.
Это сослужит хорошую службу в дальнейшем.
Успехов вам в воспитании и развитии детей!
Учитель-логопед Зимина А.З.
Что и как читать ребёнку дошкольного возраста
Дорогие мамы и папы! Прочитав внимательно данную статью, вы узнаете Секретную информацию о Эффективном методе развития речи ребёнка.
Лучшего материала для развития речи вашего крохи, чем русский фольклор, нет и не будет. Это мудрые и волшебные русские сказки, потешки, пестушки, прибаутки, скороговорки, загадки, колыбельные.
Еще до рождения малыша мама может общаться с ним. Исследования доказали, что с пятого месяца внутриутробной жизни кроха слышит и узнает голос мамы, реагирует на него. Пойте своему будущему сыну или будущей дочке колыбельные. Исследователи говорят, что после рождения малыш будет хорошо засыпать именно под эти песни.
В русском фольклоре есть всё.
Прежде всего, это потешки и пестушки для детей первого года жизни, которые сопровождают малыша в процессе всего дня. "Водичка, водичка, умой мое личико" - для умывания. "Наша Маша маленькая, у ней шубка аленькая" - для одевания и так далее.
Пальчиковая гимнастика? Пожалуйста" "Сорока кашу варила".
Уточнение произношения простых звуков и работа над четкостью дикции? Чудесные упражнения - скороговорки. "От топота копыт пыль по полю летит".
Развитие памяти? Сказки с повторами: "Колобок", "Репка". "Теремок". Кстати, их обожают дети 3-го года жизни и могут слушать одну и ту же сказку несколько раз в день.
Начинайте с самых простых сказок уже в год-полтора. Это "Курочка Ряба", "Репка", "Волк и козлята". Выразительно рассказывайте сказки ребенку, показывайте все, о чем читаете на картинках. Книжки должны быть большими и яркими, с хорошими иллюстрациями. Книжки! А не сказки в гаджетах. Ребенок должен слышать родной живой голос. Он должен общаться с вами. Общения с гаджетом не будет!
Задавайте малышу вопросы: "Кто снес яичко? Покажи. Кому курочка снесла яичко? Покажи на картинке. Кто разбил яичко? Покажи пальчиком".
Ребенку третьего года жизни можно читать "Колобок", "Гуси-лебеди", "Бычок - смоляной бочок". Не забывайте беседовать по картинкам с малышом, подталкивая к тому, чтобы он пытался договаривать за вами предложения или даже воспроизводить какие-то фрагменты сказки. Возьмите игрушки и разыграйте сценки из сказки на столе. Малыш с удовольствием примет участие в этом действии.
На 4-ом году жизни количество сказок, которые интересны и понятны ребенку, становится шире. Это и "Кот, Петух и Лиса", "и "Заюшкина избушка", и "По-щучьему велению". Играйте в сказки, разыгрывайте сценки из них. Допускайте ошибки при повторном чтении. И вы увидите, что ребенок все хорошо запомнил. Он будет вас исправлять и правильно пересказывать сказки. Покажите ребенку, как можно рисовать героев сказок и сценки из сказок. Пусть рисует и рассказывает, что он рисует.
Ребенку старшего дошкольного возраста (5-7 лет) можно читать любые сказки. И не только русские народные, но и сказки А. С. Пушкина, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро. Читайте, обсуждайте прочитанное, выясняйте, кто из героев понравился ребенку и почему.
Если есть возможность, ходите в театр на спектакли по сказкам, смотрите старые советские мультфильмы. И самым ценным при этом будет ваше общение и обсуждение прочитанного или увиденного с ребёнком. Открывайте ему волшебный мир книг. Это сыграет очень важную роль в его развитии. Успехов вам!
Учитель-логопед Зимина А.З.
Что и как читать ребёнку дошкольного возраста
Ребенок – не копилка, не стоит перегружать его знаниями. Необходимо подготовить его к школе в эмоциональном и социальном плане:
• сформировать уверенность в своих силах, желание идти в школу, чтобы обрести новых друзей, узнавать много нового
• донести до ребенка: не стоит беспокоиться о том, что его не заберут после школы, и всегда приходить за ним вовремя
• развивать навыки самообслуживания, умение быстро раздеваться и одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, пользоваться туалетом, аккуратно есть, доставать из рюкзака и убирать в рюкзак все необходимые вещи, бережно относиться к книгам
• до поступления в школу воспитывать уважение к учителю, его авторитету, понимание того, что учитель всегда готов прийти на помощь
• воспитать умение вести себя на уроке, не кричать, а поднимать руку, не вставать и не ходить по классу, не разговаривать с соседом, слушать учителя и выполнять все его инструкции.
Следует развивать такие психические функции, как слуховое и зрительной восприятия и внимание, мышление, память.
Полезные игры: «Что звучит?», «Где лает щенок?» «Найди отличия на картинках» «Найди ошибки художника», «Найди на картинке все буквы (цифры)», «Какие буквы перепутались?» и т.п. Учите ребенка решать кроссворды и разгадывать ребусы.
Продолжайте каждый день читать ребенку. Помните, что для его развития обязательно нужны русские народные сказки, накопившие в себе народную мудрость.
Знаком ли Ваш ребенок с такими сказками, как «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Двое из ларца», «Василиса Прекрасная», «Иванушка-дурачок», «Золотой конь», «Финист-Ясный сокол»?
Обязательно обсуждайте прочитанное, спрашивайте, кто из героев сказки понравился сыну или дочери, почему, что ему особенно понравилось в этой сказке.
Познакомьте ребенка со сказками А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Это классика, на которой должны расти наши дети. Чтение таких сказок развивает у ребенка чувство языка, показывает красоту русского языка, учит говорить правильно и красиво.
Формируйте у ребенка желание читать самостоятельно. А для этого воспитывайте культуру семейного чтения: читайте сами, чтобы ребенок видел это, читайте ребенку, учите бережно относиться к книгам.
Если ваш ребенок еще не знаком со всеми буквами русского алфавита, пусть читает букварь, который у вас есть.
Продолжайте развивать мелкую моторику ребенка. Это важно для формирования графо-моторных навыков и красивого почерка. Для этого вам пригодятся мозаика, разрезные картинки, конструкторы с мелкими деталями, прописи для дошкольников, книжки-раскраски.
Развивайте общую моторику ребенка:
• учите его правильно прыгать на двух ногах, приземляясь на носочки
• формируйте умение прыгать на одной ноге
• учите прыгать через скакалку
• показывайте, как правильно бросать мяч среднего размера от груди и из-за головы
• упражняйте в попадании маленьким мячиком в цель, расположенную на расстоянии полтора метра и на уровне глаз (бросать мячик нужно из-за головы, с разворота)
• научите ребенка кататься на двухколесном велосипеде.
На прогулке играйте с ребенком в подвижные игры, привлекая к играм его друзей. Это могут быть такие игр, как «Классики», «Выбивалы», «Колечко».
Тренируйте навыки счета у ребенка. Учите называть соседние числа, увеличивать и уменьшать любое число на один, сравнивая числа, пользоваться знаками «больше» и «меньше», упражняйте в решении и составлении задач.
Упражняйте ребенка в составлении предложений по картинке, в определении количества слов в предложении.
Учите делить слова на слоги, опираясь на правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
Закрепите представления о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, ударных и безударных гласных. Ребенок седьмого года жизни должен уметь выполнять звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков.
Уделяйте особое внимание развитию связной речи ребенка; учите его составлять рассказ по серии картинке и по картинке, формируйте навык пересказа хорошо знакомой сказки или только что прочитанного рассказа.
Выучите с ребенком несколько небольших стихотворений русских классиков. Например, вступление к поэме А. С. Пушина «Руслан и Людмила», отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень», стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…», стихотворение С. Есенина «Белая береза». Это поможет педагогам оценить уровень общего и речевого развития вашего ребенка.
Ребенок седьмого года жизни должен знать: ФИО родителей, уметь рассказать, где они работают, в чем заключается их работа. Как называется страна, в которой он живет, свой населенный пункт и свой адрес.
В игре с мячом проверьте, сможет ли ребенок быстро и четко перечислить по несколько называний транспорта, диких и домашних животных, перелетных птиц, овощей, ягод, фруктов, школьных принадлежностей и т.п.
Учите ребенка отгадывать и толковать загадки, то есть объяснять, как он отгадал каждую загадку.
Формируйте у ребенка умение толковать пословицы и поговорки.
Каждый день беседуйте с ребенком о том, как прошел его день, чем он занимался, чем ему понравился этот день.
Рассказывайте, как прошел ваш день, что в нем интересного.
Это сослужит хорошую службу в дальнейшем.
Успехов вам в воспитании и развитии детей!
Учитель-логопед Зимина А.З.
С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?
Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно.
На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:
• во-первых, упущенного времени не вернуть;
• во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;
• в-третьих, вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;
• в-четвертых, при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;
• в-пятых, определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом.
Характеристика речи детей от 2 до 3 лет
Словарь. В два года словарь ребенка - 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» - стол).
Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.
Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки (п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).
Характеристика речи детей от 3 до 4 лет
Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.
Грамматика. Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.
Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.
Характеристика речи детей от 4 до 5 лет
Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.
Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.
Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.
Характеристика речи детей от 5 до 6 лет
Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).
Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.
Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.
Учитель-логопед Зимина А.З.
Еда и речь. Как же это связано?
Важной причиной нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюстей и мягкого неба. Малоподвижность данных органов влечёт за собой нечёткое и смазанное произношение звуков.
Как правило, у малышей с раннего детства не развиты мышцы щек и языка, а ведь именно они входят в структуру артикуляционного аппарата и выполняют одну из главных функций в процессе звукопроизношения.
А как же вышесказанное связано с детским рационом питания?
Очень просто! - Пережевывая пищу, ребёнок тренирует все группы мышц, которые участвуют в речи. Такая тренировка является биологической нагрузкой для человека, которая подготавливает речевой аппарат к дальнейшему развитию речи. Желательно, чтобы родители своевременно ушли от практики перетирания Всех продуктов на блендере, а детки старше 8 месяцев, уже получали измельчённую вилкой пищу. Чем старше малыш, тем больше кусочки.
Какие же факторы следует учитывать?
Питательные вещества для мозга.
Для правильного функционирования наш мозг нуждается в определенных питательных веществах.
Жевание и речь.
Жевательные движения укрепляют мускулатуру рта и лица. Дети, которые активно жуют, улучшают свою моторику рта, что положительно сказывается на способности к артикуляции и произношению звуков.
Когда ребенок жует, он активизирует нервные рецепторы в области рта.
Жевание способствует развитию моторики языка. При жевании мозг получает больше кислорода, что повышает его активность и способствует улучшению фонематического слуха.
Развитие сенсорики.
Еда имеет разную текстуру, различный вкус и запах. Когда ребёнок изучает разные продукты с помощью органов чувств, это способствует развитию сенсорных навыков и способности различать звуки.
Взаимодействие за столом.
Когда дети и взрослые сидят за одним столом и едят вместе, это создает возможность для общения. В процессе приёма пищи можно делиться впечатлениями, беседовать, что способствует развитию языковых навыков ребёнка. За столом дети узнают новые слова, связанные с продуктами, приготовлением пищи и едой в целом.
Таким образом, наше питание и образ жизни существенно влияют на развитие языковых навыков у наших детей. Поэтому важно создавать здоровый и разнообразный продуктовый рацион для детей, а также проводить время за общим столом, где можно обсуждать различные темы и одновременно расширять словарный запас!